Статьи о вокале

Все структуры голосового аппарата

Все структуры голосового аппарата и их основные функции.

1) Мозг - управляет всеми действиями, нарабатывает слуховые образы и нейромоторные связи, формирует правильные и неправильные привычки, продуцирует зажимы или свободу вокализации. Мозговые установки формируются в течении всей жизни и сложно поддаются повторной корректировке.

2) Артикуляционный и резонаторный отделы

Представлены следующими структурами:

Язык - формирует звуки речи, влияет на размеры ротовой и глоточной полостей, влияет на положение гортани, изменяет резонанс и тембр голоса. Без языка невозможна речевая функция.

Мягкое нёбо - открывает и перекрывает проход в носовую полость и другие головные резонаторы. Отвечает за назализацию звука, озвучивание носовых согласных и как следствие влияет на тембр голоса. Формирует назальный тванг.

Твердое нёбо - дается нам от природы. Его свод, форма, толщина и плотность кости формирует наш фундаментальный резонанс. Вместе с мягким небом определяет объем и форму ротовой полости - важнейшего резонатора нашего голоса. Вибрации в этой области активизируют работу нервов, которые улучшают вокализацию.

Губы - участвуют в формировании звуков. Огубляют «звук», делают его менее звонким, закрывая зубы. Влияют на уровень формирования октавных гармоник голоса.

Челюсти - формируют объемы ротовой полости. За счет движения нижней челюсти вниз, опускается гортань, что влияет на размеры глоточной полости, поэтому ее положение формирует тембр. Без свободной работы нижней челюсти невозможна правильная вокализация.
Однако при закрытой нижней челюсти возможно «мычать», «нычать» и «рычать». При разжатых губах (часто на улыбке) и при зафиксированной нижней челюсти можно говорить и даже петь, но это сопровождается большим напряжением всего голосового аппарата, данный прием называется чревовещанием, когда губы и челюсти фактически не включаются в работу.

Зубы - природный резонатор, при их открытии осветляют звук, усиливают резонанс в ротовой полости. В наше время с помощью достижений в области стоматологии могут подвергаться коррекции, что позитивно влияет на формирование тембра вокалиста, а так же на эстетическую функцию. Пение в корень верхних резцов, в ложбинку на передней части небного свода называется пение в "точку Морана". Это явление активизирует нервные окончания, находящиеся в этой области и тем самым улучшает тонус гортанных мышц.

Ротовая полость - важнейший резонатор человека, здесь формируется широкий спектр частот нашего голоса, певческие форманты и форманты гласных звуков. Ее размеры и форма определяется положением структур указанных выше. С помощью возбуждений виброрецепторов (нервных окончаний), находящихся в ее анатомических границах, осуществляется воздействие на тонус голосовых складок.

Глоточная полость - важнейший резонатор человека. Формирует нижний и средний спектры нашего голоса. Её размеры формируются за счет положения гортани, языка и мягкого нёба.

Носовая полость и другие головные резонаторные полости - формируют тембр человеческого голоса. С помощью виброрецепторов воздействуют на тонус голосовых складок. Это воздействие регулируется положением мягкого нёба.

Трахеобронхиальная полость - формирует тембр человеческого голоса с помощью резонанса в подскладочном пространстве, трахеи и бронхах. С помощью виброрецепторов воздействует на тонус голосового аппарата. Её влияние на спектр человеческого голоса изучается в настоящее время.

!!! Некоторые классифицируют артикуляционный отдел с включенной в него гортанью и резонаторами и называют его резонаторно-артикуляционным отделом.

3) Генераторный отдел

Представлен гортанью, которая состоит из:

Голосовых складок - генерируют звук. Могут смыкаться, размыкаться, натягиваться, суживаться, напрягаться, расслабляться, утолщаться и истончаться. Формируют высоту тона. Их масса, длина и исходное натяжение (напряжение) формирует фундаментальную высоту голоса человека. Их состояние (характеристики) при спокойном разговоре показывает фундаментальную частоту голоса. То есть их величины их массы, длинны и напряжения. Так же на фундаментальную частоту влияют все резонаторные полости человека, плотность и форма костей.
!! Уточнение. Голосовые складки - сложная, многослойная мышечно-тканая структура, окруженная слизистой оболочкой.

Перстневидный хрящ - участвует в натяжении и расслаблении голосовых складок

Черпаловидные хрящи - участвуют в размыкании, смыкании, натяжении и расслаблении голосовых складок. Так же включаются в работу при исполнении некоторых экстремальных, вокальных приемах.

Щитовидный хрящ - участвует в натяжении и расслаблении голосовых складок.

!!! Уточнение - все три хряща участвуют в работе голосовых складок. Это обусловлено работой суставов данных хрящей, а так же местами прикрепления голосовых складок (их мышечных пучков). Другие хрящи гортани участвуют в стабилизации работы голосовых складок и выполняют ряд других функций.

Подъязычная кость - её движения влияют на положение гортани, что оказывает влияние на формирование тембра, за счет изменения объема глоточной полости.

Надгортанник - изменяя свое положение влияет на резонанс в надгортанной полости. Участвует в формировании тембра на средневысоких частотах (высокой певческой форманты) и тванга.

Ложные голосовые складки - участвуют в закрытии голосовой щели при натуживании. Участвуют в формировании экстремальных вокальных приемах.

4) Энергетический отдел
Представлен дыхательной системой - формирует силу голоса, его длину, атаку звука. Определяется объемом легких, а так же слаженной работой диафрагмы и мышц вдыхателей и выдыхателей. Тренируется с помощью дыхательных и дыхательно-фонационных упражнений. Без воздушного давления невозможно пение.

5) Мышцы шеи и корпуса - оказывают поддержку, выполняют стабилизирующую функцию, помогают устойчивой вокализации. Тонус этих мышцы положительно влияет на вокальную функцию.

Все структуры зависят друг от друга, для профессиональной вокализации необходимо развивать все органы голосового аппарата сообща. Изменение объема любой полости сразу отражается на формировании обертонов голоса, точнее на его частотной характеристике и меняет звучание голоса.

Больше полезной информации о вокале читайте в нашем курсе по вокалу "Найди свой голос 2.0"

Автор статьи Евгений Марченков.

Анатомия голоса