Сайты многих вокальных школ пестрят объявлениями - "научим петь за 5 занятий" или того меньше.
И честно сказать, любой нормальный педагог по вокалу скажет, что это обман, но давайте проанализируем эти объявления с научной точки зрения и посмотрим, что действительно можно получить за 5 уроков вокала с хорошим педагогом.
Оценивать технику вокала будем по следующим характеристикам:
1) чистота интонирования
2) дыхание, управление дыханием и мышцами голосового аппарата
3) дикция, произношение
4) динамические характеристики и вокальные приемы
5) художественный образ, работа со словом.
Занятие с учеником будут длиться два академических часа по 45 минут с динамической паузой в 15 минут.
Образ ученика: начальный уровень, базовые знания нотной грамоты, уровень 4-х классов музыкальной школы.
Исходим из идеальных условий, ученик занимается два раза в неделю с педагогом и один раз дома, получается схема 3 занятия в неделю. Ученик прилежный, хорошо выполняет домашние задания, учит текст итд.
Цель: за 5 уроков ученик с педагогом учит одну песню, к примеру для записи на студии. Временной период обучения получается две с половиной недели.
Итак приступим.
1) Чистота интонирования.
Можно ли за 5 занятий подтянуть навык "попадания в ноты"? Если рассматривать конкретно одну песню, то да, прогресс за 5 занятий будет существенным, при условии начального уровня ученика. В случае с учеником продвинутого уровня, грамотный педагог может улучшить нейромоторную координацию и слух. Но будем реалистами, идеального результата добиться за 5 занятий не получится и уже после записи на студии придется прибегать к правке интонации в сторонних программах. Педагогическая практика показывает, что выравнивание интонирования у вокалиста занимает ни один год, а то зачем детям 7 летний курс сольфеджио в музыкальной школе дают. Тут нужно помнить, что слуховая память, такая же как и мышечная, точнее они неразрывно связаны друг с другом, если был значительный перерыв в вокальной практике, то ты уже, как "собака" слышишь, но спеть четко не можешь, в следствии потери нейромоторной связи. Хотя бывают и исключения, но это редкость.
Итог: в рамках одной песни за 5 занятий можно улучшить чистоту интонирования, но в целом улучшить слуховую и мышечную память сильно не получится.
2) Дыхание. Дыхание определяется, жизненным объемом лёгких, длинной выдоха, интенсивностью выдоха и другими характеристиками. Дыхание подчинено работе мышц вдыхателей и выдыхателей. В процессе пения участвует более 50 мышц. Можно ли говорить о тренировке их за 2.5 недели. Мы думаем, что ответ очевиден - нет. В спорте есть такое понятие, как периоды нагрузки. Часто они равняются 8 неделям, затем 1 неделя отдыха и цикл повторяется. То есть всего 9 недель в цикле. Получается для того, чтобы укрепить мышцы, необходимые для пения, нужно хотя бы 16 занятий с педагогом и 8 занятий дома. Тогда выработается привычка и как следствие мышечная память и координация.
Итог: за 5 уроков улучшить дыхательную функцию и управление ей кардинально не получится. Изменения будут лишь косвенные в рамках одной песни.
3) Дикция. Не будем долго размышлять над этим пунктом. Тут однозначно да. За 5 уроков можно улучшить дикцию и произношение, особенно с помощью скороговорок и других речевых упражнений.
4) Динамические оттенки и вокальные приемы. Улучшения будут незначительными, так как они зависят от дыхательной и мышечной функций. Максимум это лёгкие оттенки пиано и форте, а так же простейшие опевания, форшлаги и недолгие трели. За 5 занятий будут минимальные улучшения и то в рамках выученной песни.
6) Художественный образ. Если учесть, что работа ведётся сразу по всем направлениям, то чистого рабочего времени на эту задачу останется не более чем 1 час 30 минут. За это время можно разобрать текст, расставить ударения, выделить главные слова и поговорить с учеником про кульминацию, не более. С учётом того, что ученик выполняет домашние задания, итог будет неплохой, но подложить второй план произведения и создать полноценный художественный образ не получится.
Выводы
От 5 занятий с вокальным педагогом можно получить, выученную, но не впетую песню. Познать азы постановки дыхания и другие базовые, вокальные навыки. Это может стать хорошим ориентиром для будущих занятий и целей. Но говорить о том, что можно научить ученика петь за 5 занятий - это ложь, как с психологической, так и с физиологической точек зрения. Поэтому ставьте правильные цели и формулировки. Не покупайтесь на дешёвые заголовки. Быстро не значит хорошо.
Труд и время всегда победит талант, если талант ленится
Больше полезной информации о вокальном искусстве вы найдёте в нашем курсе "Найди свой голос 2.0"
С уважением Евгений Марченков.