Статьи о вокале

Побеждаем страх во время пения

Как победить страх во время пения?

Страх
Часто певцы не берут высокие ноты из-за страха, что их голос не будет звучать хорошо, или из-за того, что голос сорвётся. Как только вы начинаете чувствовать неуверенность в себе, ваш голос становится шатким, появляется некоторое смущение, тряска. Вместо того чтобы посвятить себя песне, певец начинает петь тише, чтобы избежать потенциального срыва в голосе, который, как ни странно, может случиться именно из-за этого чувства страха. Получается замкнутый круг, когда вы поёте в высокой или переходной тесситуре, вам страшно за то, что нота не получится и это еще больше порождает зажим или приводит к слому в голосе.

Чрезмерный контроль
Часто, когда певцы пытаются взять определенные (высокие, переходные или слишком низкие) ноты, их потребность в контроле фактически приводит к срыву в голосовых складках от слишком большого воздушного давления. Необходимо найти баланс между тем, чтобы подконтрольно брать высокие ноты, но не переходить на форсаж при этом.

Вспомните, что происходит с вашим голосовым аппаратом, во время пения высоких (переходных) нот. Вы сохраняете прежнюю концентрацию и силу воздушного давления на него или добавляете больше, чтобы компенсировать свою неуверенность?
Эта компенсация может вызывать напряжение или даже боль. Если она причиняет боль, немедленно прекратите петь. Если голос просто напряжен, это не настолько серьезно, но все равно неправильно. Слишком сильное и частое перенапряжение голосовых складок может привести к возникновению более серьезных вокальных проблем.
Когда есть баланс, это не может навредить вашему голосу и на самом деле будет приносить только удовольствие!
И наверное самое странное ощущение при вокализации - это когда вы находите правильную позицию и вам кажется, что абсолютно ничего не происходит. Вы не чувствуете никакого напряжения в голосовом аппарате, а звук при этом получается плотный, ровный и полётный.

Как побороть чувство страха?

Говорите себе правду
Мысленно мы всегда сомневаемся в себе и говорим: “Я не могу этого сделать” или “это слишком высоко для меня”. И это будет неправда! Подобные мысли оказывают физическое воздействие на ваш голос, их нужно искоренять.
Один из способов - узнать правду. Это осознать то, что вы МОЖЕТЕ взять высокую ноту! Возможно, это произойдет не сегодня, но это не значит, что вы “не сможете” когда-нибудь добиться успеха. Обычно все вокалисты справляются с высотным зажимом и вот доказательство.

Знали ли вы, что диапазон вокалиста развивается в сторону увеличения высоты тона в разы лучше, чем в строну его понижения? Когда начинающий вокалист приходит на первые занятия, педагог определяет его примарный тон, затем примарную зону, переходную и т.д. Так вот, на практике доказано, что диапазон у начинающего вокалиста в сторону увеличения высоты тона может расширяться до двух октав и более, а в сторону уменьшения - не более октавы (некоторые педагоги утверждают, что не более квинты). Это обусловлено массой и силой напряжения в голосовых складках. Вспомните шпагат и растяжку, мышцу растянуть гораздо проще, чем сжать. А процесс понижения тона всегда связан со сжатием, утолщением и уменьшением уровня напряжения в голосовой складке. Правда заключается в том, что вы можете взять высокую ноту и сгладить переход в переходном регистре (простите за тавтологию) при определенных тренировках.
Ведь никто не спорит с тем, что невозможно сесть на шпагат?

Чтобы добиться правды, необходимо обмануть певца.

Единственное, что мы можем сделать, как вокальные педагоги, - это обмануть певца! Как делается этот трюк? Некоторые звуки даются певцам легче, чем другие. Используя эту информацию, можно найти вокальные упражнения, которые помогут максимально эффективно направить ваш голос в нужное русло и сохранить комфортные ощущения в некомфортной зоне.

Также можно обойти напряжение, “случайно”, переводя внимание на другие аспекты вокализации. Это, конечно, делается неслучайно. Педагоги пытаются найти черный вход к разуму вокалиста, чтобы заставить его отпустить и расслабить себя. Часто они используют звуки, которых певцы не ожидают, или попевку, которая переключает внимание певца, отвлекая его от высокой и неудобной тесситуры в сторону смыслового процесса, как например попевки-скороговорки.
Так же распевка вызывает приток крови к голосовым складкам. Разогретые голосовые складки становятся в тонусе, что способствует лучшей вокализации.

Страх может влиять и на дыхание, особенно на увеличение воздушного давления, которое приводить к форсажу.
Должна быть четкая граница понимания, почему и для чего вокалисты делают дыхательные упражнения и они никогда не должны приводить к форсированному звуку.
Вашим голосовым связкам нужен баланс силы и дыхания. Когда вы используете слишком много дыхания (силу его потока), голосовые складки испытывают сильное напряжение, что может приводить к срыву голоса. Вспомните слова Ольги Анатольевны, она говорила. Возьми дыхание, ударь им в диафрагму, удержи, начни вокализацию и постепенно раздувай свои меха.
Возьми дыхание и ударь в диафрагму, не ударь им в голосовую складку, это вещи абсолютно разные. Тем самым вы создадите воздушный столб и необходимую силу давления (именно необходимую), а не чрезмерную и уже с помощью мышц выдыхателей начнёте контролируемый выдох. А диафрагма при этом начинает фазу расслабления. Когда мы полностью выдыхаем воздух (это сделать невозможно) диафрагма будет находиться в своём спокойном состоянии.
На начальном этапе обучения невозможно растягивать диапазон без форсажа и именно поэтому нужен грамотный педагог, который сможет регулировать этот процесс.
Плотное смыкание голосовых складок - есть сила звука, а чрезмерное воздушное давление, лишь разводит их в стороны.
При форсаже воздушным потоком, голосовые складки испытывают по факту две силы воздействия, первая - снизу (воздух), а вторая - это сила удара друг об друга. Именно эти факторы способствуют появлению вокальных травм голосовых складок. (Исследования на этот счет ведутся, схема объяснения упрощена, сил воздействия больше, так же как и режимов смыкания голосовых складок).
При исполнении высоких нот удерживайте воздушное давление и подключайте нижний отдел резонаторов.

Страх и волнение воздействует на артикуляционный отдел и отдел долгосрочной памяти.

Когда вам страшно, функция вашей речи меняется, все тело может впадать в оцепенение. Моторика артикуляционного отдела замедляется, как следствие падает уровень дикции и разборчивости речи.
Так же волнение способствует микро провалам в памяти, вокалист может забыть текст песни, а когда он попытается его вспомнить, его мозг будет этому сопротивляться, что может вызвать у вокалиста еще больший конфуз.
Решение данной проблемы очень простое. Песня должна быть впета, текст выучен и разобран "до мышей". При этом вокалисту необходимо чаще выступать, начиная с выступлений перед друзьями, родственниками, заканчивая собственными сольными концертами на больших концертных площадках.

Больше полезных советов и упражнений, вы найдете в нашем электронном курсе "Найди свой голос 2.0"

С уважением "Свобода и воля"

Фото от Guillaume de Germain
Вокальная педагогика