Засилье английской терминологии и чрезмерно подогретый интерес ко всему западному посеяли большое непонимание и даже противоречия в кругах вокальных педагогов и вокалистов. Большое количество терминов, обозначают те же явления и голосовые структуры, которые были открыты ещё 150-70 лет назад.
Давайте начнем разбираться в этом вопросе.
1) Перевод. Часто термины подобные twang или chest voice, modal voice, это всего лишь перевод с английского. К примеру chest voice - это средний голос, то есть грудной режим смыкания голосовых складок. Twang - гнусавый, можно охарактеризовать, как тембр-акцент южных штатов Америки, наклоняем надгортанник, приоткрываем вход в носовую полость, утрируем звук до чепорных американцев, вот вам Twang
2) СЧН, сфинктер черпало-надгортанный - термин, которого нет в медицинской классификации, почитайте анатомический словарь, в русской анатомии такой структуры нет. Есть лишь группа мышц, связок и хрящей, которую так назвали некоторые люди. С помощью них можно приопустить надгортанник и сузить надгортанную полость. Нам кстати это название нравится, звучит мощно, сразу настраивает на работу и делает педагога умнее в глазах ученика, то есть +10 к авторитету сразу прибавит.
3) Бэлтинг, микст - понятия субъективные, это в первую очередь характеристика тембра человека и силы звука, который поет. Сюда же можно отнести и разновидность ринг, ну то есть как бы звенит. Не подумайте, они существуют, но достижение этих состояний (вокальностей) можно добиться разными приемами. Некоторым педагогам кажется, что это микст, некоторым, что бэлтинг, главное, чтобы звучало хорошо и уместно. Это очень сильно зависит от слухового восприятия и нейромоторных установок, как педагога, так и ученика. Прием кстати самый необходимый, особенно женщинам. Мужчинам тоже нужен, но мы бы всё-таки использовали термин продавленный, поставленный фальцет. Хотя учёные спорят о том, в каком диапазоне он образуется. Тенор отлично сделает этот прием в грудном режиме работы связок, а вот баритону будет тяжеловато. Часто это прием сопоставляют с криком, но сам по себе крик, полезного для голоса ничего не несёт, можно и травму голосовую получить, а вот применить регистровое суммирование, то есть смикшировать (настроить) резонаторные полости, подобрать нужную силу дыхания и режим работы гортани осознанно - это более правильная трактовка, которая должна контролироваться педагогом.
4) Диафрагма не работает))) А ещё не поставляет 75 процентов воздуха в организм, задержки выдоха у нас нет. Ну бред дорогие читатели, если мы можем хотя бы как-то воздействовать на мышцу, то есть переводить ее в статическое напряжение, то она работает. Точнее нервы заставляют ее работать. У мышцы есть три режима работы: динамический, статический и плиометрический и никак иначе. Даже если она пассивно приходит в состояние покоя, вы можете задержать это состояние. В задержке выдоха участвует целая группа мышцы, но это вопрос не этого поста.
5) вокальности M0, M1,M2, M3 - это просто режимы переключения работы голосовых складок, по русски - М0 - штробас (vocal fry), M1 - грудной режим(chest voice, modal), M2 - фальцет (head voice), M3 - свисток (whistle).
Edge - это край, толстый или тонкий, это про площадь контакта смыкания голосовых складок. Толстое смыкание и тонкое, или можно сказать грудной режим смыкания или фальцетный.
6) тазовая диафрагма не поможет вам петь, она находится внизу закрытой полости тела. Но если вам так хочется, то кто же вас остановит. Чувство опоры точно даст. В вокале главное чувство комфорта и уверенности.
7) резонатор нужен, без него никуда. Наши с вами резонаторы - это усилители, и да можно сказать, что это фильтры, так как они вносят окраску в первоначальный сигнал.
Сейчас ведутся исследования, которые могут доказать, что резонаторы человека являются источниками, то есть вносят в первоначальный сигнал частоты, которых не было в первичном ларингеальном тоне, если это докажут, то это будет революция и прорыв.
Хотя для педагогов мало, что поменяется, только уровень знаний. Все равно на все голосовые структуры мы воздействуем через образное мышление, спой как мышка, спой ниже, злобной ведьмой стань, картошку горячую проглоти и т.д.
8) голосовые складки своими сложным колебаниями создают сложный каскад волн, который проходя через резонаторы становится нашем голосом. Это очень сложно, там логарифмические уравнения, зачем этим забивать голову певцу, суть понятна, сделали полость больше получили звук немного округлее, плотнее, богаче. Сделали уже, меньше, вот вам и полетность. Утрируя - маленькая полость даёт высокий резонанс, большая - низкий. Но в реальности все гораздо сложнее. И это очень интересно.
9) чувствуем ли мы смену режимов работы гортани, да чувствуем и ещё как.
10) riffs, runs, завиток и т.д. - это просто мелизмы, орнаментика в музыке, обычные быстрые опевания, форшлаги и морденты, подчинённые ладовому устройству музыкального произведения.
11) анкеровка, это просто расслабленное или напряжённое состояние чего-либо. Зачастую определенных мышцы в теле человека. К примеру, анкерный болт, то есть усиленный. Анкеровать мышцы, то есть включить в работу. По факту абсолютно не нужное понятие в вокале.
12) аттрактор - Компактное подмножество фазового пространства динамической системы, все траектории из некоторой окрестности которого стремятся к нему при времени, стремящемся к бесконечности)))) по русски - стремление системы или конкретной структуры к какому либо состоянию.
Нужно ли себе забивать этим голову при пении - наше мнение, что нет. Нужно ли об этом знать - точно нужно. Так как все люди разные, кто-то визуал, у кого-то образное мышление итд. Кому-то будет проще с этой информацией.
Но запомните слова Татьяны Черниговской, они примерно такие. Мозг постоянно думает, и чаще всего думает об одной вещи, мысли. Поэтому люди попадают в аварии, забывают выключить плиту, потому что мозгу сложно всё контролировать, получается рассеянное внимание, так же и в вокале.
Думаешь об аттракторе, забываешь про анкеровку или про наклон хряща, ой или текст вообще забыл или микрофон включить, ну вы поняли.
Используйте принцип от простого к сложному, нарабатывайте автоматизм и правильные вокальные установки.
Много из того, о чем пишут современные методики типо CVT, EVT, SLS и другие. Было открыто нашими учёными, такими как Морозов, Жинкин, Дмитриев, Сорокин, Малютин, Павлов, Сеченов и др.
Да, к сожалению, СССР - это было мощно, и в этих книгах формул столько, что педагогу по вокалу - это сложно, но у нас была прекрасная наука и техническая база. Давайте уважать своих предков и свою культуру, свой язык и память о них. При этом будем открыты миру и идти в ногу со временем, но не делать из этого культ.
И последнее структуры голосового аппарата работают сообща. Нельзя вырвать какую-либо структуру из контекста анатомии.
Успехов вам в ваших начинаниях и творчестве.
Больше полезной информации о вокале вы найдёте в нашем курсе "Найди свой голос 2.0"
Автор Евгений Марченков